Образование




Повоюем с анимэ

Александр Виниченко  |  12 апреля 2013  |  2118 |  Версия для печати

Тема запрета распространения в России анимэ и манги вновь стала актуальна после визита детского омбудсмена Павла Астахова в Екатеринбург. На этот раз японские творения обвинили в доведении до самоубийства школьницы.

Впервые о желании запретить распространение японских мультфильмов и комиксов заявили депутаты Госдумы летом 2012 года. «Карикатурно искаженные персонажи, нарисованные в чуждой нам эстетике, занимаются на экране всякими непотребными вещами, — приводило тогда одно из интернет-издания слова источника в российском парламенте. — Личность ребенка еще не в силах противостоять броской притягательности пропагандируемых пороков, а родители, к сожалению, зачастую не осведомлены о том, что именно смотрят их дети под видом мультфильмов. В тот момент, когда растет агрессия со стороны Японии, мы не можем себе позволить делать культ из враждебной нашей стране культуры».

Чуть более полугода спустя с требованием запретить анимэ и манга выступили представители скандально известного Уральского родительского комитета. В конце марта комитетчики обратились за помощью к Павлу Астахову, а в начале апреля, по словам представителя общественников Евгения Жабреева, заручились поддержкой правительства Свердловской области.

Камнем преткновения стала «Тетрадь смерти» — проект, реализующийся по традиции сразу в нескольких жанрах: анимэ, манга и компьютерная игра. Именно «Тетрадь смерти», убеждены в Уральском родительском комитете, стала причиной самоубийства 15-летней школьницы. Эту версию проверяют и правоохранительные органы.

Однако эксперты сомневаются в «виновности» японских комиксов. «В России на рост детских и подростковых суицидов больше повлияла ситуация „перестройки“, — убеждена челябинский издатель Марина Волкова. — Пик самоубийств как раз пришелся на тех, кто родился в годы „перестройки“ и социально-политических и экономических изменений в стране. Тогда родители думали не столько о детях, сколько о решении материальных проблем. А ведь на формирование ребенка не литература влияет, не мультфильмы, а семья. Семья же в России зачастую выключена из процесса воспитания. Да и общая ситуация бескультурья, которую мы сегодня наблюдаем, влияет гораздо больше. У нас ведь суициды наиболее распространены в депрессивных территориях. Там жители ни о русской классике не имеют представления, ни о японских анимэ».

Безусловно, Япония осуществляет культурную экспансию на территории России. Но не одна Страна восходящего солнца этим занята. Интервенционистские устремления демонстрируют скандинавские страны, Великобритания, , Евросоюз в целом, США. «Это нормально, — рассуждает Марина Волкова. — Через культурную экспансию государство закрепляет свое уверенное положение на мировой арене. Не ракеты обеспечивают мировое лидерство, а распространение культурного влияния: когда во всем мире престижно говорить на вашем языке, читать ваши книги, смотреть ваши фильмы. Любое нормальное государство заинтересовано в расширении экспансии своей культуры».

Но противостоять такой экспансии с помощью запретов невозможно. «Вы наберите „анимэ“ в Яндексе, — советует Марина Волкова. — Я пробовала — поисковик выдал мне 12 миллионов ссылок. Как вы это запретите?!»

Единственная возможность противостоять — поддерживать и развивать собственную культуру. И начинать нужно с пропаганды чтения. «Несколько лет назад мы составили сравнительный рейтинг: 10 самых богатых стран по уровню ВВП на душу населения и 10 стран с самыми высокими затратами на программы поддержки чтения, — вспоминает Марина Волкова. — В обоих списках фигурировали одни и те же страны».

Причем совершенно не обязательно начинать тратить огромные средства на пропаганду чтения в России. Для начала неплохо бы определиться с тем, каким образом ее организовать. Формальные мероприятия неплохи для освоения бюджета. А вот реальную отдачу получить от них почти невозможно. И здесь есть чему поучиться у европейцев. «Не так давно министр образования Великобритании на праздновании юбилея Чарльза Диккенса сказал, что каждый британский школьник должен прочитать хотя бы один роман этого писателя, — рассказывает Марина Волкова. — Знаете, как он решил этого добиться? Сам ездил по школам и читал ученикам начальных классов отрывки из произведений Диккенса!»

Интересный пример подала Польша. Там была разработана программа ежедневного семейного чтения. Суть идеи проста: в каждой польской семье каждый день нужно читать вместе книгу в течение 20 минут. Сами поляки долго иронизировали над программой. А через год Польша продемонстрировала такие результаты на международных научных олимпиадах, что желание шутить у многих существенно поубавилось.

Есть чем похвастаться и Челябинску: на протяжении многих лет здесь проходили Читательские марафоны Издательского дома Марины Волковой, в ходе которых юные читатели встречались с современными авторами книг для детей. «Просто начните читать с детьми, — настаивает Марина Волкова. — Научите их читать книги. Не важно, какие. Уверяю вас, плохие книги дети читать не будут. Они еще не потеряли эстетического чувства. И людей, которые любят и умеют читать, будет становиться все больше. Чтение, вообще, заразительно».


Читайте также





Комментарии




Гость   26.07.2013 15:34
Давно пора запретит эти "мультфильмы". Психику детей калечат в открытую!




Гость   23.12.2013 11:33
Хотите запретить. попробуйте! Это как с курением, оно убивает, но оно везде. Хотите, чтоб аниме не было создайте своё, как говориться «клин клином выбивается» Были советские мультфильмы, они были лучше аниме, но кто виноват, что студии закрылись или не производят мультфильмы в большом количестве. Правительство, которое лишь думает о народе, но оно тока тянется что-то делать.