V.I.P. - Интервью




Евгений Никитин, гендиректор ОАО ЧРЗ «Полет»: «Желаю челябинцам слышать голос «Полета»...»

Александр Виниченко  |  26 декабря 2013  |  1017 |  Версия для печати

- Евгений Александрович, в прошлом году «Полет» отмечал свой юбилей. А каким оказался первый послеюбилейный год?

Свой 61-й год завод прошел очень успешно. Впервые за последние 20 лет мы по выручке на одного работающего вышли на объем выработки, установленный министерством промышленности. И эта цифра не надуманная. Это то, что делается руками наших рабочих — продукция, идущая на эксплуатацию в Министерство обороны, в Росавиацию, на экспорт. И в 2013 году объемы производства «Полета» выросли по сравнению с 2012-м больше, чем на 60%. Естественно, выросли зарплаты, увеличилось финансирование социальных программ завода. Я считаю, что удачно год заканчивается. Хотя он был достаточно напряженным, тяжелым... Не хватало специалистов по определенным профессиям. Но, несмотря на это, благодаря труду наших работников, «Полет» справился.

- Год и начался достаточно напряженно: в середине февраля завод серьезно пострадал в результате падения метеорита. Удалось минимизировать последствия?

- Да минимизировать практически было нечего. Нам пришлось восстанавливать цеха, отделы, все службы предприятия. Оказалось, повреждено около 10 тысяч стекольных покрытий, пришлось заменить практически все окна, так как необходимо было восстановить тепловой контур всех зданий. Мы восстановили почти 2 тысячи кв. метров потолков, все линии связи, пожарную и охранную сигнализацию. Восстановлением завод занимался около двух месяцев. Естественно, это серьезно подорвало наши финансовые ресурсы: вместо того, чтобы закупать материалы, порядка 40 млн. рублей предприятие вложило в работы, которые должны были обеспечить работоспособность подразделений. Конечно, метеорит выбил нас из строя. Причем, что характерно: ни одна структура не признала эту чрезвычайную ситуацию форс-мажором — ни страховые компании, ни Минобороны. Как будто бы этот метеорит сам собой пролетел, взорвался — и ничего страшного. А ведь ущерб для всех оказался разным. Кому-то его компенсировали: область, пусть и задержкой, но профинансировала на 500 млн. рублей восстановление окон у жителей города, в медицинских учреждениях, школах, детских садах. Нам же практически никто не помог: ни страховщики, ни Минпром России. Только предприятия нашего концерна «ВЕГА» перечислили заводу, в общей сложности, порядка 6,5 млн. рублей. Но, несмотря на это, мы справились. Помощь оказали ветераны «Полета», бывшие работники предприятия. Помог радиотехникум: его студенты участвовали в сборке ВЧ-узлов. Поддержали «Полет» Кыштымский радиозавод, Приборостроительный завод из Трехгорного, завод в Егоршино, предприятия Миасса. Благодаря этому мы смогли выйти на итоговые объемы производства и закончить год нормально.

 

- И все-таки, несмотря на то, что вашему предприятию практически не помогали справиться с этой форс-мажорной ситуацией, когда на юг Челябинской области обрушилось наводнение, предприятие горячо откликнулось на призыв региональных властей оказать помощь пострадавшим...

- Это была инициатива не только администрации «Полета», но и работников завода, профсоюзного комитета. Естественно, мы не могли не откликнуться. У людей была, может быть, куда большая беда, чем у нас. Поэтому даже вопросов не возникало: нужно или не нужно.

- В 2013 году «Полет» работал в кооперации с другими предприятиями. В будущем эта тенденция продолжится?

- Конечно, мы рассчитываем на более тесную кооперацию в следующем году. Сейчас заводу необходимо выполнить порядка десяти опытно-конструкторских работ. Мы проводим замену изделий, разработанных в 79-е, 80-е, 90-е годы. Ведь радиотехника не стоит на месте. На ОКР планируется направить порядка 702 млн. рублей — из прибыли, из средств Минпрома, нашего концерна, за счет кредитных ресурсов. И естественно, у нас значительно возрастут объемы — примерно на 30% к 2013 году. Поэтому на заводе создан отдел по кооперированным поставкам, который ищет предприятия для выполнения части работ производственного цикла «Полета». Среди уже состоявшихся партнеров могу назвать Приборостроительный завод в Трехгорном, Челябинский опытный завод, некогда входивший в ПО «Полет» и Рыбинский приборный завод, который входит в состав концерна «ВЕГА». Кроме того, мы обратились с предложением о сотрудничестве к Кыштымскому и Каслинскому радиозаводам. Потому что объемы, на которые мы сейчас выходим, уже на пределе наших возможностей. Без кооперации просто не обойтись.

- Опытно-конструкторские работы пока только планируются?

- Нет. Уже в 2013 году мы закончили работы и получили сертификаты типа на новое изделие — маячную группу для аэродромов, включающую дальномерный, курсовой и посадочный маяки. Это как раз одна из десяти ОКР, запланированных «Полетом». Сейчас ведем совместно с ЮУрГУ разработку системы посадки для гражданской авиации по тендеру, проведенному Минобрнауки России. Это абсолютно новая антенна, запатентованная учеными ЮУрГУ, такой больше нет нигде. В 2014 году мы планируем испытать эту систему на аэродрому ЧВВАКУШ. Существенную работу ведем по созданию посадочного локатора для военной и гражданской авиации, часть ОКР выполняется в московском НИИДАР. Испытание его намечены также на 2014 год. Это изделие предназначено для поставки на экспорт. Будем модернизировать ПРМГ — нашу посадочную систему для ВВС, РСБН — навигационный маяк для ближней навигации в ВВС, и так далее. После завершения этих работ, с учетом перевооружения производственных мощностей, реструктуризации своего имущества и долгов перед федералами, мы получим современный завод, оснащенный новейшими технологиями и выпускающий современные системы, которых требует рынок.

- Реструктуризация имущества также закончится в следующем году?

- Мы сейчас заканчиваем все проектные работы, и к Дню города в следующем году планируем полностью открыть Тернопольскую улицу. Завод же будет размещаться на двух площадках общей площадью порядка 100 тыс. кв. метров. Но пока предприятие работает в одну смену. Так что, в принципе, завод еще может наращивать объемы выпуска. Были бы кадры.

- «Полет» создал оптико-электронный комплекс, предназначенный для охраны государственной границы. Однако, насколько знаю, сотрудничество с погранвойсками не сложилось. Как-то продвинулась ситуация к концу года?

- Не совсем. Пограничники очень консервативные люди, и работа с ними пока не складывается. А возможно, дело просто в том, что лоббируются другие изделия, московские и зарубежные. Во всяком случае, пока мы не можем переломить эту тенденцию. Хотя проведены испытания, которые показали, что наша система, по крайней мере, не хуже налогов, начиненных импортными компонентами. Но проект не остановлен. Сегодня мы переключились на удовлетворение потребностей в таком оборудовании со стороны нефтяников и газовиков. Они планируют использовать ее для охраны газо- и нефтепроводов. И первый такой проект будет реализован в следующем году. Мы берем опытный участок в Тюменской области и оснащаем его. Надеюсь, это станет стартовой площадкой для реализации уже большого проекта на сумму свыше 1 млрд. рублей. Нефтяники нас поддерживают, они заинтересованы в качественном оборудовании, и им нравится то решение, которое мы предлагаем. Сейчас перед нами стоит задача изготовить новый комплекс, с новым тепловизором, новой оптикой. Работаем с венгерской компанией, которая готова поставить новый локатор, предназначенный для охранных систем. Так что это будет улучшенная модель оптико-электронного комплекса. Конечно, на первом этапе нам придется потратить больше средств, чем нам заплатят нефтяники. Но в дальнейшем должны с лихвой окупить эти затраты. В первую очередь, за счет реализации больших проектов, связанных с нефте- и газопроводами. Но надеемся все-таки и на пограничников. Возможно, они еще изменят свою позицию. Тем более, что им мы также предложим уже усовершенствованный вариант.

 

- Евгений Александрович, а лично вам чем запомнится 2013 год?

- Он был тринадцатым. Год был «в полосочку». То, как завод отработал, - белая полоса. Но были и черные. Теряли друзей... Но и новые друзья появились. И жизненные ситуации менялись. И у наших друзей проблемы и радости были. «В полосочку», одним словом.

- А чего ждете от следующего года?

- Год должен быть интересным, насыщенным. Состоится юбилейный, сороковой фестиваль юмора «Жемчужина». Год пройдет под знаком существенных вложений в ОКР. Наконец-то мы закончим со всеми переездами, с формированием нового образа завода. И, как я уже говорил, ждем роста производства, связанного с реализацией федеральных программ по техническому перевооружению аэродромов, которые идут и по линии Минобороны, и по линии Минпрома. Надеюсь, что мы получим заказы по этим программам, и у завода будет возможность развиваться дальше.

- До нового года осталось совсем немного. Что бы вы хотели пожелать челябинцам в наступающем году?

- Челябинцам хотел бы пожелать, чтобы они слышали голос «Полета». К сожалению, не все знают, что мы сегодня делаем, чем живет завод. Многие думают, что в центре города остались одни рестораны и магазины. Но «Полет» продолжает работать. Мы сегодня удовлетворяем потребности и министерства обороны, и гражданской авиации, наращиваем объемы. Наконец, завод создает рабочие места для жителей нашего города. И хотим, чтобы эти рабочие места стали лучшими в Челябинске. 





Комментарии